Технологическое описание изготовления изделий из керамики

 

Гончарный промысел – самое древнее ремесло, которое человек освоил и применил для улучшения своего быта. Случилось это еще в эпоху неолита. За тысячи лет приемы изготовления керамической посуды на гончарном круге настолько усовершенствовались, что казалось открыть что-то новое невозможно. Но это вовсе не так.

Изделия, изготовленные на гончарном круге, приобретают форму и другие характеристики свои, отражающие замысел и индивидуальные особенности человеческих качеств того мастера, кто их формовал. Технология изготовления тонкой керамики в гончарном промысле и сегодня требует исполнения сложного технологического процесса. Он состоит из заготовки сырья, подготовки глины, песка, воды к образованию глиняной массы, получение глиняного теста (керамической массы), формования изделия на гончарном круге, приклейки лепных элементов, сушки, первого утильного обжига на черепок, декорирования изделия термокрасками, покрытие поверхности обливными глазурями, второго политого обжига.

Сырьем для керамических изделий служит глина красная или белая. Глина придает формовочной массе пластичность, но чистая глина при сушке обладает большой усадкой до 15%, которая приводит к появлению трещин на изделиях. Для уменьшения воздушной усадки добавляется кварцевый песок (отощитель), который позволяет снизить воздушную усадку до 6-8%. В состав черепка необходимо ввести также полевой шпат в виде минералов пегматита или нефелинового сиенита. Они образуют при обжиге легкоплавкий расплав (эфтектику), который позволяет снизить температуру первого утильного обжига до 1000-1050ºС. Три составляющие глиняной массы разводят в пропорции водой и замешивают глиняное тесто, которое должно в течение 10 дней вылежаться под сырой тканью для разложения органических включений в массе. После этого глина готова к формовке на гончарном круге.

Процесс формовки состоит из нескольких этапов. Первый этап – центрование массы. Гончар набрасывает на середину круга строго определенное количество глины и двумя руками центрирует ее относительно оси вращения, получив при этом конусообразную заготовку.

Второй этап – промин глины. Также двумя руками, придерживая этот конус, необходимо «вмять» его внутрь массы и вновь вытянуть. Подобное надо проделать 3-4 раза для удаления воздуха из массы, так как пузырьки воздуха служат отощителем в массе и при сушке или обжиге разрывают ее, образуя сколы, трещины и т.п.

Третий этап – вытяжка изделия и предварительное придание формы с заданными высотой и диаметрами. Гончар создает внутреннюю полость, помещает туда ладонь одной руки, а второй снаружи синхронно, на расстоянии толщины стенки, начинает вытягивать стенки изделия вверх, придавая ту форму будущему изделию, которую он задумал. Когда вытяжка закончена, гончар туго натянутой струной производит обрезку по высоте и пальцем подправляет грубо обрезанный край, сглаживая его.

Следующий этап – это оправка сырого изделия на гончарном круге. Для выравнивания поверхности и для удаления следов пальцев с боковых поверхностей берут резиновый шпатель, окунают в воду и заглаживают неровности, после этого производится «чистовая» мокрая оправка мягкой поролоновой губкой.

Последняя операция – снятие с гончарного круга выполняется с помощью струны. Изделие аккуратно ставится в деревянный ящик и накрывается сырой тканью на несколько дней до высушивания его черепка до «кожетвердого» состояния, т.е. до 15% влажности, как говорят старые мастера «ножом можно строгать».

В этом состоянии производится обточка изделия на гончарном круге с помощью резачка и обработка его поверхности мелкой шкуркой.
В кожетвердом состоянии производится также нанесение декоративного рельефа (с помощью проволочных петель прорезается задуманный рисунок). Изделие вновь ставят сушить на 7 дней до 2-3% влажности.

После сушки изделие подвергается первому «утильному» обжигу при температуре 1000ºС. При этом черепок становится более прочным и его поверхность готова для декорирования глазурями и термокрасками. Термокраски требуют температуры обжига 600-800ºС, поэтому роспись осуществляется глазурями.
После росписи глазурь подсушивается в течение 8 часов. Завершаются все операции перед окончательным обжигом, облив изделие прозрачной глазурью методом окупания. Затем изделие снова сушится, пока глазурь на стенках не останется в виде сухого налета.

Политой обжиг выполняют в несколько этапов: нагрев очень медленный до температуры 600ºС; выстой при этой температуре 30 минут; медленный нагрев до температуры 1050ºС; выстой в течение 1 часа; остывание вместе с печью в течение 12 часов; последнее – выемка изделия из печи и контроль качества.